Огден Нэш. Порицание порицания

избранное стихотворение


Я бы отправил в богадельню людей, утверждающих на основе статистических данных,
что любой человек - и святой, и каналия -
Представляет собою простое сочетание железа, воды, белка и поташа, или иначе -
углекислого калия.
Формально это, возможно, и правда, но по существу это ерунда:
Сказать такое - все равно что сказать, будто коктейль есть простое сочетание
джина, вермута и кубика льда.
Я решительно отказываюсь симпатизировать
Людям, стремящимся все анализировать.
Я против противоестественной страсти
Все на свете раскладывать на составные части.
Эти люди не могут посмотреть на картину Рембрандта или другого мастера,
повсеместно известно имя которого,
И воскликнуть: <Ух ты! Вот это здорово!>
Нет, им надо разобрать полотно по косточкам и не оставить камня на камне и
устроить полнейший разгром и тарарам,
А потом собирать это все обратно с помощью графиков, схем и диаграмм.
Я согласен, что, глядя вокруг себя - и даже глядя на самого себя, - можно не
увидеть особых оснований для того, чтоб гордиться человеческим званием,
Но я не желаю, чтоб кто-то тыкал пальцем в мое железо и мой поташ и считал меня
их простым сочетанием.
Во-первых, это как-то обидно и люди этого обычно стесняются,
А во-вторых, этим ровно ничего не объясняется,
Потому что не железо и не вода превращают людей в гибеллинов и гвельфов или в
республиканцев и демократов или в представителей разных монополий, доходящих в
конкуренции почти до мордобойства,
А только присущие самим этим людям малоаппетитные природные свойства.
Пора послать подальше любителей анализа и прочий псевдоученый сброд - я бы так
не говорил, когда б меня не принудили,-
И если б их всех перемололи на фарш, я не стал бы этим фаршем кормить и пуделя!

в переводе Ирины Комаровой